«Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас»
Эрнест Легуве
Проблема воспитания и гармоничное развитие ребенка издревле занимает человеческие умы. Однако следует признать, что данная проблема до сих пор не только далека до своего разрешения, но становится очень острой. Почему? Да, потому, что в современном обществе происходят сложные социально–экономические процессы. Все меняется. И дети меняются тоже. Оглядываясь на несколько лет назад, можно с уверенностью сказать, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник. Сейчас дети с рождения сталкиваются с высокотехнологическими достижениями, хорошо информированы.
Сегодня, признается главным – воспитание активной, творческой личности, готовой к успешной реализации. Необходимость формирования и развития самостоятельности продиктована потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески и совершать открытия. Это значит, что мы взрослые, должны научить ребенка быть инициативным, самостоятельным и ответственным. Ребенок должен быть готов к преодолению ошибок и неудач, находить решения в нестандартных ситуациях. А для этого мы, взрослые, должны «перестроить» свое мышление и личностный рост и создать необходимые условия для развития и воспитания ребенка.
Формирование самостоятельности в дошкольном возрасте связано с усвоением дошкольником различных видов деятельности. Постепенно через эту деятельность ребенок начинает проявлять свою собственную позицию. В целом деятельность рассматривается как самостоятельная, если ребенок выполняет новые задачи или действует в незнакомой ситуации без посторонней помощи. Самостоятельная деятельность дошкольника предполагает косвенное руководство взрослого, но возникает по инициативе самих детей.
Мне предоставляется благоприятная возможность заниматься развитием у ребенка творческой жилки, инициативности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости через музыкальную деятельность. Моя профессия – музыкальный руководитель…
Самостоятельная музыкальная деятельность является одной из сложных форм организации музыкальной деятельности детей, так как возникает она при наличии таких условий, как интерес ребенка к музыке, наличие устойчивых умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях, запас музыкальных впечатлений, создание «музыкальных уголков» в группах, и конечно, создания условий в семье.
Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подтолкнул меня к изучению различных методик и практик коллег и исследователей. Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание» и др. – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило мой профессиональный кругозор и нашло отражение на практике.
Развитие навыков самостоятельности детей осуществляется во всех видах музыкальной деятельности: во время восприятия музыки, пения, музыкально-ритмических движений, театрализованной деятельности. Каждый из этих видов имеет свои специфические возможности и требует от педагога творческого подхода, применение методов и приемов, которые определяются также возрастом детей.
Моя задача – научить детей самостоятельно находить решение поставленных перед ними музыкальных заданий. Хочу остановиться на отдельных видах музыкальной деятельности и показать, какие возможности они раскрывают для проявления самостоятельности.
В процессе восприятия музыки создаю «поисковые ситуации», в которых дети самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос, анализируют прослушанное произведение, выказывают свое отношение к музыке.
В пении самостоятельность детей проявляется в активном восприятии песни, в выборе любимой песни и осознанном отношении к этому выбору. Главное, научить детей петь без музыкального сопровождения, вначале с поддержкой взрослого, а затем самостоятельно. Большое внимание уделяю песенному творчеству (особенно со старшими дошкольниками). Творческие задания, связанные с песенными импровизациями, в большей степени способствуют проявлениям самостоятельности.
В музыкально-ритмической деятельности побуждаю детей действовать не только по показу, но и самостоятельно определять способ действия в соответствии с музыкальным образом. Особенно это характерно для игр, в процессе разучивания которых развивается у детей творческое воображение. Задания на развитие танцевально-игрового творчества способствуют развитию детской инициативы и творческой активности, что непременно скажется в их самостоятельной деятельности вне занятий.
Первоначальным навыкам игры на детских музыкальных инструментах дети обучаются с младшего дошкольного возраста. Свой первый опыт, полученный при показе педагогом приемам игры, ребенок переносит в самостоятельную деятельность. Вначале он закрепляет полученные знания, а потом пробует самостоятельно подбирать на слух знакомые мелодии и в дальнейшем, став взрослее, сможет сочинять собственные несложные мелодии, ритмы, но уже в самостоятельной деятельности.
Таким образом, во всех видах музыкальной деятельности проявление способов самостоятельных действий связано непосредственно с обучением, с выполнением того или иного действия, задания (воспроизводящего или творческого) под руководством педагога.
Яркие и запоминающиеся впечатления на детей производят праздники и развлечения. Там дети могут проявить свою инициативность и самостоятельность, участвуя в различных сценках, сольных исполнениях, играх и танцах. Учитывая впечатляющую силу развлечений и праздников, тщательно продумываю составление сценариев, предполагая активные самостоятельные действия всех детей в разных эпизодах. Наши воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в семье активизирую работу по пропаганде среди родителей вопросов музыкально-эстетического воспитания, поскольку они далеко не всегда заботятся о создании условий для художественного развития своего ребенка вообще и музыкального развития в частности. С этой целью ежемесячно выпускаю для родителей журнал «Домисолька» с консультациями такими как «Создание условий для самостоятельной деятельности детей в семье», совместными играми для творческого развития ребенка, с музыкальными дисками для восприятия музыки. Родители должны знать, какие игрушки и пособия понадобятся для развития самостоятельной музыкальной деятельности ребенка, должны поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества своего малыша, петь и танцевать вместе с ним. Так же в нашем дошкольном учреждении проводятся сказки и спектакли, Клубы выходного дня «Семь +Я», которые тоже стимулируют самостоятельную деятельность и творческие проявления детей и родителей.
Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды. Детям важно иметь в группе свой «музыкальный уголок», который находится у нас в каждой возрастной группе. В распоряжении наших детей находятся различные детские игрушечные музыкальные инструменты, платочки, султанчики, разные виды театров, маски, элементы костюмов, которые использовались на праздниках и развлечениях. Дети вновь обыгрывают их, видоизменяя способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.
Таким образом, во всех видах музыкальной деятельности проявление самостоятельности и инициативности связано с характером обучения, которое ориентировано на создание проблемных ситуаций, поиск и разработку детьми вариантов решения того или иного задания, привитие ребенку желания и умения музицировать. Вся музыкальная деятельность должна доставлять радость и иметь ярко-выраженное сюжетно-игровое и сюжетно – образное содержание.
Вот так на примере своей работы я попробовала рассказать, как развивается самостоятельность детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Свежие комментарии