5
(2)

Лэпбук: «Музыкальные инструменты» — дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста

Цель: знакомство  с музыкальными инструментами, их внешним видом и названиями, обогащение словаря за счет названий музыкальных инструментов, расширение кругозора, а так же закрепление полученных знаний в занимательно-игровой форме.

 Лэпбук «Музыкальные инструменты» может использоваться в непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности дошкольников.

Лэпбук состоит из 8 страниц.

Содержание:

  • Обложка
  • Виды  музыкальных   инструментов

Ребенок должен разложить карточки с музыкальными инструментами в кармашки: «ударные», «щипковые», «клавишные», «смычковые», «духовые».

Ударные: тарелки (Европа), кастаньеты (Испания), бубен (Европа), колокола (Европа), ложки (Россия), тамбурин (Франция), бунчук (Европа), ксилофон (Европа), гонг (Азия), флексатон (Европа), треугольник (Европа), маракасы (Европа), литавры (Европа), челеста (Франция 1886г.)

Клавишные: вятская гармоника (Вятка), гармоника (Германия 1822г.), фортепиано (Италия 1709г.), клавикорд (Европа 15 в), концертино (Англия 1829г.), баян (Тула 1870г.), рояль (Европа), аккордеон (Австрия 1829 г.), спинет (Европа), клавесин (Италия 1511г.)

Смычковые: контрабас (Европа), альт (Европа), гиджак (Узбекистан), хучир (Монголия), виолончель (Италия 16 в.), чианури (Грузия), гудок (Россия), эрху (Китай), кеманча (Кавказ), виола да гамба (Италия) и др.

Духовые: туба (Европа), горн (Европа), валторна (Европа), гобой (Европа), кларнет (Европа), свирель (Россия), волынка (Шотландия), фагот (Европа), флейта (Европа)  и др.

Щипковые: бандура (Украина), лютня (Древний Восток), домра (Россия), балалайка (Россия), лира (Древняя Греция), гитара 7-струнная (Россия), арфа (Европа), банджо (Америка), гусли (Россия), мандолина (Италия), цитра (Европа) и др.

  • Игра «Четвертый лишний» (в правом верхнем углу)выбрать и назвать лишний музыкальный инструмент.
  • Игра «Лото» — музыкальные инструменты (несколько вариантов игры)

1 игра: в игре участвует от 2-х до 5 человек и ведущий. Ведущий берет себе маленькие карточки, большие раздаются поровну между участниками. Затем ведущий берет одну из маленьких карточек, называет изображенный на ней инструмент. Тот из игроков, кто нашел  у себя этот инструмент, берет себе карточку. Темп игры постоянно ускоряется (если никто не взял себе очередную карточку, через 1-2 секунды она откладывается). Кто закончил игру – получает призовой жетон. Игроки меняются картами, игра повторяется.

2 игра: игрокам раздаются большие карты. Маленькие карточки откладываются в центр в беспорядке. Задача игроков: как можно быстрее закрыть большие карты картинками с соответствующими музыкальными инструментами.  Кто заполнит все карточки первым, тот победил, получает призовой жетон.

3 игра: участвуют только маленькие карточки. Они раздаются поровну между 2-6 игроками. Игроки ходят по очереди, по часовой стрелке: нужно составить карточки  в столько колонок, сколько семейств музыкальных инструментов. Например, один игрок выкладывает карточку со скрипкой (струнный смычковый инструмент), второй игрок должен из своего набора карточек выбрать тоже струнный смычковый инструмент, например, виолончель и т.д. Если карточки, подходящей к данному семейству, нет, то выкладывается карточка, начинающая другую колонку. Выигрывает тот, кто первым выложит все карточки.

4 игра: «Загадки». Игрокам раздаются большие карты. Каждый придумывает загадку про один из тех музыкальных инструментов, которые изображены на его карте. Остальные должны догадаться, о чем идет речь. Тот, кто отгадал загадку, получает приз (маленькую карточку с изображением музыкального инструмента). Например, загадка: «Имеет 3 струны, сделанные из дерева, корпус треугольный. Что это?» (балалайка).

  • Сыграем и споем. Ребенок учится играть на металлофоне и ксилофоне простые детские песенки по партитуре. Эти музыкальные инструменты, являясь игрушкой и простейшим музыкальным инструментом, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма. На инструменте можно исполнять мелодии по партитурам, а также подбирать мелодии по слуху.

В кармашке «Сыграем и споем» вложены партитуры детских песен с картинками и распечатанный сборник  Э.Казаковой «Учимся играть песенки» — нотное пособие для овладения образной музыкальной грамотой.

  • «Посмотри на картинку и покажи только музыкальные инструменты».

Книжечка «Музыкальные загадки»- о музыкальных инструментах.

«Найди отгадку» —  в конверте, из предложенных музыкальных инструментов, нужно найти тот, который соответствует отгадке к загадке.

  • «Пазлы» (верхний кармашек) – представлены картинки музыкальных инструментов и их копия разрезных картинок. Ребенок должен собрать пазлы по образцу.

«Раскраски» (нижний кармашек) — представлены черно-белое изображение музыкальных инструментов и набор цветных карандашей для разукрашивания.

  • Игра «Кто на каких инструментах играет?»
  • Игра «Доскажи словечко» (голубой цветочек)

Например, на пианино играет…(кто?) пианист, на скрипке играет…скрипач  и т.д.

  • Настольная игра «Домино» (левый угол)

Комплект «Волшебные инструменты» (нижний левый угол)

В пособии представлена коллекция листовок с изображением музыкальных инструментов  народов мира. На обратной стороне  — мифы, легенды, сказки о музыке и музыкальных инструментах.

Настольные музыкально-дидактические игры (правый нижний угол)

Игра «Труба» на развитие звуковысотного слуха (различение звуков в пределах кварты)

Игра «Веселые гармошки» на развитие звуковысотного слуха (в пределах секунды)

Игра «Музыкальные инструменты» на развитие тембрового восприятия.

Папка «Музыкальные инструменты в живописи». В ней представлены репродукции картин известных художников с изображением музыкальных инструментов.

Например, П.Федотов. Портрет Надежды Петровны Жданович за фортепиано.

М.Нестеров. Пастушок. Портрет Н.М. Нестеровой. Н.П. Богданов-Бельский. Мальчик со скрипкой и др.

Данный лэпбук имеет ряд преимуществ:

  1. Информативность. Информация, в нем содержащая понятна ребенку, расширяет его кругозор.
  2. Эстетичность. Оформлен  лэпбук аккуратно и красиво, чтобы у ребенка появилось желание его использовать. Таким образом, лэпбук будет являться средством  художественно-эстетического развития ребенка.
  3. Вариативность – несколько вариантов использования каждой его части.
  4. Доступность. Его  структура и  содержание доступно для детей старшего дошкольного возраста. Минимум подписей, больших текстов с описанием, лишней информации.
  5. Пригоден  к использованию одновременно группой детей (в том числе, с участием взрослого как играющего партнера)
  6. Трасформируемость – применяется в зависимости от образовательной ситуации
  1. Полифункциональность – может применяться в различных видах деятельности
  • Вариативность. Содержание многих папок может изменяться, дополняться.

  Ожидаемый результат:

  • Быстрое запоминание информации;
  • Проявление самостоятельности при работе  с лэпбуком:
  • Проявление повышенного интереса к содержанию папки;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Обогащение словаря.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.