0
(0)

В непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников используются различные виды музыкальной деятельности – это слушание музыки, пение, музыкально-ритмические  движения, игра на детских музыкальных инструментах, творчество.

Слушание музыки  является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов., т.е. по сути, является ведущим.

      Ребенок не выучит песню, если перед этим он ее ни разу не прослушал, не понял ее содержание, не запомнил мелодию. В основе разучивания танца или игры также лежит восприятие музыки: именно она определяет характер движения.

     Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Слушание оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач, но только при правильном подходе к работе над этим видом музыкальной деятельности. Большую помощь в этом могут оказать книги О.П. Радыновой «Музыкальное развитие детей».

В основе программы по слушанию музыки лежит три основные темы:

  1. Какие чувства передает музыка? (знакомим детей с жанрами, различным характером произведения, расширяем их словарный запас)
  2. О чем рассказывает музыка? (знакомим детей с программностью и изобразительностью музыки: оказывается, она может рассказывать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях)
  3. Как рассказывает музыка? (детей знакомим с развитием художественных образов и средствами музыкальной выразительности – музыка имеет свой язык, свою речь, мелодию, ритм, динамику, регистр, темп) Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи.

О музыке говорить нелегко. Поэтому при ознакомлении с новым музыкальным произведением широко использую поэтические цитаты, стихотворения. Так в первой и во второй младших группах, когда речь детей слабо развита, роль педагога более активна. Педагог сам дает определения характера музыки, побуждая детей «выводить» знакомые им слова из пассивного словаря в активный, показывает варианты движения, подбирает тембры музыкальных инструментов для оркестровки  и т.д. По мере взросления активность и самостоятельность детей возрастает. 

Пение – одно из важных видов музыкальной деятельности. Оно давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи.

Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико–мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

      Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, — а в пении на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического и не только. Произносительная сторона речи обладает определенной окраской («просодикой»): как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой окраски. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей, особенно на детей с речевыми нарушениями.

     В работе над пением большое внимание надо уделять упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию. При этом следить за тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца фразы, «не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных.     

       Большое внимание в своей работе уделяю дикции (ясное произношение слов). Отсутствие дикции делает пение вялым и слабым. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость над устранением которых приходится долго работать. Обучая дикции, педагог, прежде всего, привлекает внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкой (есть ли в тексте обращения, вопросы или указание характерных признаков образа («трусишка зайка серенький», «сердитый волк»).

     Хорошему произношению часто мешает непонимание смысла слов. Необходимо объяснять значение отдельных непонятных слов, учить правильному произношению. В работе над дикцией необходимо обращать внимание на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. Удачный прием – произношение шепотом или голосом текста в ритме песни.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень  медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравиться отгадывать слова и  фразы, которые педагог проговаривает одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Помогает и показ взрослых, а особенно – показ теми детьми, кто уже научился это делать. Большое внимание уделяю правильной посадке детей во время пения дыханию, чистоте интонации.

Таким образом, пение благотворно влияет на развитие речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует:

— развитию внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию;

— развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, вертушка, металлофон, маракасы и т.д.

— развитие мелкой моторики пальцев рук;

— развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?», «отгадай инструмент и сыграй так, как я» и т.д.

— развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на музыкальном инструменте).

— развитие музыкально-ритмического чувства.

Используем такие задания: пение с игрой на ДМИ, сопровождаем речевые тексты одновременным использованием «пульса» (звучащие жесты, шумовые инструменты); используем речевые упражнения как основу для ритмических импровизаций; переносить ритм слов на инструменты и в «звучащие» жесты; использовать шумовые и звуковые инструменты для озвучивания сказок, стихов и т.д.

Способствуют развитию речи и музыкально-ритмические движения. Использую в своей работе разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве; общеразвивающие упражнения для развития различных групп мышц, прежде всего рук, мелкой моторики; упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство; упражнения для развития внимания и памяти; упражнения, регулирующие мышечный тонус. Эти упражнения способствуют укреплению здоровья, развитию мышления, внимания, понимания, без чего невозможно воспитание правильной речи и устранение речевых нарушений.

Развитие речи на праздниках и развлечениях.

Развитие речи происходит и на праздниках, развлечениях, на которых используется литературный материал, разыгрываются небольшие сценки, сказки. Над разучиванием стихотворений, сценок, текстов песен работаю вместе с логопедами, воспитателями, обращая внимание на выразительность и четкое их исполнение. С помощью воспитателей показываем различные виды театров: кукольный, настольный, театр игрушки, пальчиковый и т.д. Инсценируем музыкальные сказки, проводим Клубы Выходного Дня и досуги с использованием фольклорного материала, который особенно влияет на развитие речи детей (потешки, песни, хороводы, игры с пением).

Проводим «Встречи в музыкальной гостиной», где используем проблемные ситуации при сравнении произведений различных видов искусств – музыки, поэзии, живописи. Дети должны обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти вариант выполнения задания. А если ребенок сам находит ответ на поставленный вопрос, приобретенные им знания гораздо значительнее, ценнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, выражать словами свои мысли, что способствует развитию мышления и речи.

Также проводятся литературные вечера и концерты, посвященные творчеству писателей поэтов, где каждый ребенок мог бы выступить в роли чтеца. Это способствует еще большему развитию речи, придает ребенку уверенности и веру  в свои силы.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.